31.10-01.11 консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей"



 Вся наша жизнь – это поток самых разнообразных проблем. Есть проблемы, которые решаются сиюминутно, а некоторые сопровождают нас в течение всей жизни. А ведь если посмотреть на них со стороны, то они нам могут показаться смешными и даже нелепыми, а мы старались прикладывать огромные усилия, средства для их решения. Мы часто просто зажаты стереотипами и не можем посмотреть на проблему с другой точки зрения. Работать с проблемами, надо учиться с детства.
 А есть ли проблемы у ваших детей? Некоторые взрослые говорят: «Да какие проблемы могут быть у моего ребёнка?» На то мы и родители, чтобы наши дети жили без проблем. Еда, крыша над головой, всё, что хочешь!» Но ведь взрослых может и не оказаться в трудную минуту. Сколько проблем возникает у ребёнка, когда он попадает в незнакомую для него среду: детский сад, школа, различные кружки и секции, не говоря уже об улице (общение со сверстниками; одна игра на группу детей; заблудился и т. д). Если всё перечислять, то мы увидим, что у детей не меньше проблем, чем у взрослых. И наша задача – помочь, детям научиться самостоятельно, справляться с проблемами уже начиная с дошкольного возраста.
 Воспитание культурно-гигиенических навыков играет большую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению детей. 

 

Психологический комфорт детей во время пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания, процедуры приёма пищи и сформированности у детей навыков самообслуживания.

При этом большое значение имеют особенности питания детей дома. Многие дошкольники, приходя в детский сад, не умеют есть ни каши, ни запеканки, и не потому, что не любят, а потому, что их не научили это есть дома.

Кроме проблем, возникающих при приёме пищи, дети часто не умеют мыть руки, пользоваться салфетками. А ведь поведение детей это отражение взрослых. И в первую очередь родителей. Маленькие дети очень наблюдательны и склонны к подражанию.

Приучая детей соблюдать культурно-гигиенические навыки, опирайтесь на показ действий, совместную деятельность с ребёнком, создавайте игровые и проблемные ситуации, задавайте проблемные вопросы, читайте художественную литературу.

Игровые ситуации: «Съешь суп – увидишь зайку», «Кто быстрее и чище умоется?», «Кто аккуратнее причешется?» и т. д.

Проблемные ситуации: «Можно ли обойтись без ложки?», «Как вымыться без мыла?», «Нужна ли рубашке пуговица?» и т. д.

Значение культурно-гигиенических навыков

1.  Наличие навыков – важное условие здоровья детей, так как соблюдение правил личной гигиены предотвращает развитие заболеваний.

2.  Ежедневное повторение одних и тех же действий совершенствуют движения: они становятся более точными, координированными.

3.  Ребёнок шире познаёт окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и др.), осмысливают простые связи между явлениями (не прижиматься к тарелке – испачкаешь рубашку).

4.  В ходе сформированности у ребёнка правильного поведения за столом развивается речь (название блюда, пояснение действий, использование потешек и т. д.).

5.  Воспитываются внимание и воля.

6.  Удовлетворяется стремление к самостоятельности

Что должен уметь ребёнок 2-3 лет

Умывание:

- с помощью взрослых мыть руки перед едой, насухо вытирать полотенцем

Поведение за столом:

- есть аккуратно

-  опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу

-  держать ложку в правой руке

-  пользоваться салфеткой

-  по напоминанию взрослого говорить «спасибо»

Уход за внешним видом:

-  радоваться чистой, красивой одежде

-  по напоминанию взрослого пользоваться носовым платком. класть его в карманчик

Одевание:

-  учится по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстёгивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки

-  знает свои вещи

Что должен уметь ребёнок 3-4 лет

Умывание:

-  соблюдать последовательность при мытье рук

- самостоятельно мыть руки и лицо

-  знать своё полотенце и правильно вешать его на своё место

Поведение за столом:

-  формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережёвывать пищу с закрытым ртом

-  умело пользоваться ложкой, вилкой

-  своевременно пользоваться салфеткой

-  после еды говорить «спасибо»

Одевание:

-  самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослых в трудных случаях: застёгивание, завязывание

-  вежливо обращаться за помощью к взрослым

Что должен уметь ребёнок 4-5 лет

Умывание:

-  Самостоятельно моет руки и лицо: засучивает рукава, намыливает руки, хорошо смывает мыло, вытирается насухо полотенцем

-  самостоятельно или по указанию взрослого замечает грязные руки, лицо и моет их

- умеет пользоваться зубной щёткой

Одевание:

-  одеваться и раздеваться в определённом порядке

-  складывать и убирать одежду на место

-  различать обувь на правую и левую ногу

-  вежливо просить помощи, использовать слова «пожалуйста», «спасибо»

-  подходить к зеркалу, замечать неполадки, исправлять их

Культура еды:

-  спокойно садиться за стол

-  совершенствовать навыки аккуратной еды, пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно

-  продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой)

-  полоскать рот после еды

-  выходя из-за стола говорить «спасибо»

Что должен уметь ребёнок 5-6 лет

Умывание:

-  самостоятельно выполнять процесс умывания

-  самостоятельно замечать, когда нужно вымыть руки, причесаться

Культура еды:

-  Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами

-  есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом

-  продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить воспитателя и младшего воспитателя

Одевание:

-  осваивать приёмы чистки обуви, одежды, умение пришить пуговицу

Что должен уметь ребёнок 6-7 лет

Выполнять все культурно-гигиенические процессы самостоятельно, совершенствовать навыки.

-  закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол

-  правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой

Памятка для родителей по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков

1.  Приучайте ребёнка следить за своим внешним видом, самостоятельно замечать и устранять небольшой непорядок в одежде

2.  Учите ребёнка самостоятельно засучивать рукава, мыть аккуратно руки (до образования пены, круговыми и прямыми движениями), лицо, уши. Насухо вытираться своим полотенцем и вешать его на отведённое ему место, пользоваться расчёской и носовым платком

3.  Упражняйте ребёнка в одевании и раздевании в определённой последовательности: одежду надеваем, одежду снимаем, складываем, вешаем; а также в умении застёгивать пуговицы, различные застёжки

4.  Формируйте элементарные правила поведения за столом: правильно сидеть, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться вилкой, ложкой, пользоваться салфеткой.

Навыки у детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в различных ситуациях.        

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

24.10-28.10 Лексическая тема "Водоплавающие и перелётные птицы"

07.11-11.11 Лексическая тема "Дикие животные"

12.12 - 16.12 Тема. "Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия"