31.10-01.11 консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей"
Вся наша жизнь – это поток самых разнообразных проблем. Есть проблемы, которые решаются сиюминутно, а некоторые сопровождают нас в течение всей жизни. А ведь если посмотреть на них со стороны, то они нам могут показаться смешными и даже нелепыми, а мы старались прикладывать огромные усилия, средства для их решения. Мы часто просто зажаты стереотипами и не можем посмотреть на проблему с другой точки зрения. Работать с проблемами, надо учиться с детства.
А есть ли проблемы у ваших детей? Некоторые взрослые говорят: «Да какие проблемы могут быть у моего ребёнка?» На то мы и родители, чтобы наши дети жили без проблем. Еда, крыша над головой, всё, что хочешь!» Но ведь взрослых может и не оказаться в трудную минуту. Сколько проблем возникает у ребёнка, когда он попадает в незнакомую для него среду: детский сад, школа, различные кружки и секции, не говоря уже об улице (общение со сверстниками; одна игра на группу детей; заблудился и т. д). Если всё перечислять, то мы увидим, что у детей не меньше проблем, чем у взрослых. И наша задача – помочь, детям научиться самостоятельно, справляться с проблемами уже начиная с дошкольного возраста.
Воспитание культурно-гигиенических навыков играет большую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению детей.
Психологический комфорт детей во время пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания, процедуры приёма пищи и сформированности у детей навыков самообслуживания.
При этом большое значение имеют особенности питания детей дома. Многие дошкольники, приходя в детский сад, не умеют есть ни каши, ни запеканки, и не потому, что не любят, а потому, что их не научили это есть дома.
Кроме проблем, возникающих при приёме пищи, дети часто не умеют мыть руки, пользоваться салфетками. А ведь поведение детей это отражение взрослых. И в первую очередь родителей. Маленькие дети очень наблюдательны и склонны к подражанию.
Приучая детей соблюдать культурно-гигиенические навыки, опирайтесь на показ действий, совместную деятельность с ребёнком, создавайте игровые и проблемные ситуации, задавайте проблемные вопросы, читайте художественную литературу.
Игровые ситуации: «Съешь суп – увидишь зайку», «Кто быстрее и чище умоется?», «Кто аккуратнее причешется?» и т. д.
Проблемные ситуации: «Можно ли обойтись без ложки?», «Как вымыться без мыла?», «Нужна ли рубашке пуговица?» и т. д.
Значение культурно-гигиенических навыков
1. Наличие навыков – важное условие здоровья детей, так как соблюдение правил личной гигиены предотвращает развитие заболеваний.
2. Ежедневное повторение одних и тех же действий совершенствуют движения: они становятся более точными, координированными.
3. Ребёнок шире познаёт окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и др.), осмысливают простые связи между явлениями (не прижиматься к тарелке – испачкаешь рубашку).
4. В ходе сформированности у ребёнка правильного поведения за столом развивается речь (название блюда, пояснение действий, использование потешек и т. д.).
5. Воспитываются внимание и воля.
6. Удовлетворяется стремление к самостоятельности
Что должен уметь ребёнок 2-3 лет
Умывание:
- с помощью взрослых мыть руки перед едой, насухо вытирать полотенцем
Поведение за столом:
- есть аккуратно
- опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу
- держать ложку в правой руке
- пользоваться салфеткой
- по напоминанию взрослого говорить «спасибо»
Уход за внешним видом:
- радоваться чистой, красивой одежде
- по напоминанию взрослого пользоваться носовым платком. класть его в карманчик
Одевание:
- учится по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстёгивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки
- знает свои вещи
Что должен уметь ребёнок 3-4 лет
Умывание:
- соблюдать последовательность при мытье рук
- самостоятельно мыть руки и лицо
- знать своё полотенце и правильно вешать его на своё место
Поведение за столом:
- формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережёвывать пищу с закрытым ртом
- умело пользоваться ложкой, вилкой
- своевременно пользоваться салфеткой
- после еды говорить «спасибо»
Одевание:
- самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослых в трудных случаях: застёгивание, завязывание
- вежливо обращаться за помощью к взрослым
Что должен уметь ребёнок 4-5 лет
Умывание:
- Самостоятельно моет руки и лицо: засучивает рукава, намыливает руки, хорошо смывает мыло, вытирается насухо полотенцем
- самостоятельно или по указанию взрослого замечает грязные руки, лицо и моет их
- умеет пользоваться зубной щёткой
Одевание:
- одеваться и раздеваться в определённом порядке
- складывать и убирать одежду на место
- различать обувь на правую и левую ногу
- вежливо просить помощи, использовать слова «пожалуйста», «спасибо»
- подходить к зеркалу, замечать неполадки, исправлять их
Культура еды:
- спокойно садиться за стол
- совершенствовать навыки аккуратной еды, пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно
- продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой)
- полоскать рот после еды
- выходя из-за стола говорить «спасибо»
Что должен уметь ребёнок 5-6 лет
Умывание:
- самостоятельно выполнять процесс умывания
- самостоятельно замечать, когда нужно вымыть руки, причесаться
Культура еды:
- Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами
- есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
- продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить воспитателя и младшего воспитателя
Одевание:
- осваивать приёмы чистки обуви, одежды, умение пришить пуговицу
Что должен уметь ребёнок 6-7 лет
Выполнять все культурно-гигиенические процессы самостоятельно, совершенствовать навыки.
- закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол
- правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой
Памятка для родителей по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков
1. Приучайте ребёнка следить за своим внешним видом, самостоятельно замечать и устранять небольшой непорядок в одежде
2. Учите ребёнка самостоятельно засучивать рукава, мыть аккуратно руки (до образования пены, круговыми и прямыми движениями), лицо, уши. Насухо вытираться своим полотенцем и вешать его на отведённое ему место, пользоваться расчёской и носовым платком
3. Упражняйте ребёнка в одевании и раздевании в определённой последовательности: одежду надеваем, одежду снимаем, складываем, вешаем; а также в умении застёгивать пуговицы, различные застёжки
4. Формируйте элементарные правила поведения за столом: правильно сидеть, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться вилкой, ложкой, пользоваться салфеткой.
Навыки у детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в различных ситуациях.
Комментарии
Отправить комментарий